До 40 % детей “осси”, то есть немцев родом из Восточной Германии, не считают ГДР диктатурой. А половина этой же категории респондентов полагают, что в Западной Германии демократия не была настоящей - сообщает Deutsche Welle. Журналисты попытались разобраться, почему же многие “осси” идеализируют ГДР.
Натуральные продукты питания, качественные товары, спокойная жизнь и уверенность в завтрашнем дне - вот лишь несколько пунктов из списка, вызывающего “остальгию”, то есть сентиментальные чувства к исчезнувшей с политической карты мира Германской Демократической Республике.
Многие немцы родом из Восточной Германии и сейчас активно покупают в интернет-магазинах горчицу из саксонского Баутцена, шампанское "Красная шапочка" из восточногерманского Фрейбурга, огурчики из Шпревальда или ClubCola - популярный в ГДР лимонад, аналогичный напитку Coca-Cola.
Впрочем, “весси”, то есть западные немцы, не отстают от “осси”. Для них, правда, приобретение товаров с брендом “сделано в ГДР” - это скорее некое увлекательное путешествие, сродни использованию машины времени.
Переночевать с Хоннекером
Так, пользуется огромной популярностью берлинская гостиница Ostel, интерьер и все вещи в которой воспроизводят быт Восточной Германии. Владельцы отеля положили немало сил на то, чтобы найти не копии, а настоящую мебель и предметы обихода для всех 60 комнат своей гостиницы. В итоге в Ostel всё аутентичное, сделанное в ГДР. В номерах даже висят портреты генсека Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) Эриха Хонеккера.
"Наши гости хотят почувствовать, как было в прошлом, помимо этого им нравится, что у нас спокойно - нет ни телевизоров, ни телефонов, ни каких-либо предметов роскоши", - раскрыл журналистам Deutsche Welle секрет успеха гостиницы её владелец Даниэль Хельбиг.
Впрочем, если для западных немцев “пожить в ГДР” - интересный аттракцион, то для восточных - повод вспомнить молодые годы.
Утерянные эмоции
"Многие наши клиенты тепло вспоминают прошлое, они не считают его однозначно плохим. После падения Берлинской стены многое исчезло из их жизни, и теперь, получая в подарок конфеты, которые они ели, когда были маленькими, они чувствует вкус детства", - описывает мотивацию покупателей Зильке Рюдигер, владелица одного из интернет-магазинов, торгующих продуктами питания под брендом “сделано в ГДР”.
Утерянные эмоции - именно это привлекает “осси” - считает владелец "Кабинета "остальгии" под Магдебургом Дирк Грюнер. Вот что он говорит о тех, кто приходит в его Ostalgie Kabinett.
"К нам в музей приходят люди, у которых наворачиваются слёзы на глаза, когда они рассматривают наши экспонаты. Некоторые наши посетители просят продать им кухонную утварь, ведь у неё отменное качество", - рассказывает Грюнер. Конечно, он не для того собрал почти 20 тысяч предметов быта времен ГДР, чтобы после распродавать с таким трудом добытые экспонаты.
Причина “остальгии”
И стремление поесть продуктов, “сделанных в ГДР”, и слёзы при виде вещей родом из Восточной Германии - всё это частные проявления чувства потери родины - считает социолог из Свободного университета Берлина, профессор Клаус Шрёдер.
"Жизнь в ГДР была для многих более понятной и простой", - объясняет он Deutsche Welle, добавляя, что после объединения Германии большинство предприятий в Восточной Германии закрылись, не выдержав конкуренции, а значит - люди потеряли работу. Получается, что то, чему они посвящали свою жизнь, что любили делать и чем занимались от души - разом обесценилось. Конечно же, любой человек воспримет такую ситуацию, как потерю. Отсюда и чувство “остальгии”.
По мнению профессора Шрёдера, ностальгия “осси” сама по себе безобидна, так как очень мало людей хотят вернуться назад к социализму. А их детей, считающих, что в Восточной Германии не было диктатуры, и не верящих в подлинность демократии в ФРГ, сотрудники Музея ГДР в Берлине пугают комнатой для допросов, в которой особисты из “Штази” прессовали инакомыслящих.
Когда в этой комнате из громкоговорителей раздаются записи, воспроизводящие подлинные протоколы допросов подследственных, молодые немцы сразу же забывают, что живут в “демократической стране”, усеянной американскими военными базами.
Правда, через некоторое время они вновь берутся за старое - покупают вещи с брендом “сделано в ГДР”, и сомневаются, что в ФРГ была и существует демократия.